Глава 8:
Опыт

После того, как игровой персонаж храбро выступили в поход и пережили своё первое приключение, игрок узнает развлечение, приносимое ролевыми играми. Но что получил персонаж? Если персонаж не будет улучшаться, он не сможет выжить, не говоря уже о том чтобы превозмочь неслабые опасности, которые наполняют игровые миры AD&D.

К счастью это не проблема. Каждый раз проходя приключение он чему-то учится. Он может узнать немного больше о своих физических пределах, встретиться с существом которое не видел никогда раньше, попробовать ещё не использованное заклятье, или открыть ещё одно свойство природы. Безусловно, не весь приобретаемый опыт должен быть положительным. После взрыва половины своей партии плохо направленным огненным шаром, волшебник может (хотя нет гарантии) научиться обращать больше внимания на дальность и область воздействия. После стремительной атаки на василиска (basilisk), боец может усвоить что осторожность – лучшая тактика, когда имеешь дело с этим зверем (при условии что другие персонажи смогут превратить его назад из камня в плоть). Независимо от метода персонаж ухитряется что-нибудь усвоить.

Некоторая информация и навыки выученные в игре могут применяться прямо по её ходу. Когда волшебник угощает своих друзей плохо направленным огненным шаром, игрок учится обращать больше внимания на область воздействия огненного шара. Хотя игрок сделал ошибку, и только его персонаж выполнял действия, друзья игрока научаться держать своих персонажей на достаточном расстоянии от его персонажа.

Награда за этот тип обучения прямая и незамедлительная. Персонаж получает выгоду, потому что каждый из игроков лучше понимает, что делать или куда идти.

Тем не менее, персонаж также совершенствуется увеличивая свою силу. Пусть игрок и может улучшить свою игру, но он не может произвольно дать своему персонажу больше хит поинтов, больше заклятий, или лучшую возможность нанести удар при атаке. Эти вещи приобретаются с зарабатыванием очков опыта (experience points ,XP).

Очко опыта – реальная мера совершенствования персонажа. Оно представляет множество абстрактных факторов: увеличившуюся уверенность, физические упражнения, проницательность, и тренировку без отрыва от работы. Когда персонаж зарабатывает достаточно очков опыта для продвижения на следующий уровень, эти абстрактные факторы переводятся в измеримое улучшение способностей персонажа. Какие конкретно области улучшаются, и как быстро происходит улучшение – всё зависит от класса персонажа.

Награды опытом группы
Group Experience Awards

Очки опыта зарабатываются деятельностью персонажей, которая обычно связана с целью их приключения. Так, все персонажи во время приключения получат определённое количество очков опыта за преодоление своих врагов или препятствий. Поскольку в группе важно взаимодействие, очки опыта за победу над неприятелем даются всем членам группы, независимо от их действий. Кто хочет сказать что волшебник, стоящий наготове с заклятьем на случай неприятного развития событий, не был необходим? Или бард, прикрывавший путь к отступлению партии, не делал что-то важное? Персонаж, ни разу не поднявший меч, может иметь хороший совет или важное замечание по поводу тактики. Кроме того, волшебник и бард также могли что-то усвоить из действия других.

Индивидуальные награды опытом
Individual Experience Awards

Игровые персонажи также зарабатывают очки опыта за личные действия, как определяется их классом. В основном, каждый персонаж получает очки опыта за действия соответствующие его группе. Воины получают дополнительные очки опыта за победу над существами. Чем сложнее битва, тем больше количество очков опыта. Волшебники зарабатывают очки опыта за использование своих заклятий для особых целей. Волшебник идущий по лесу и исполняющий свои заклятья без причины не получает очков опыта; волшебник посылающий молнию в бехолдера (beholder) использовал своё заклятье с целью. Он получает очки опыта. Волшебники также зарабатывают очки опыта за исследование новых заклятий и создание магических предметов. Волшебники могут получать очки опыта за распространение своих убеждений и использование своих сил в услужение своему богу. Мошенники, склонные иметь воровскую черту, зарабатывают очки опыта за использование специальных возможностей и за нахождение или зарабатывание золота.

Персонаж также может заработать опыт за действия игрока, такие как хорошая игра. Когда игроку хорошо удаётся делать свою работу создавая и отыгрывая свой персонаж, DM может дать персонажу очки опыта за хорошее исполнение роли. Если игрок действительно заинтересован и занимает в игре первостепенную роль, DM может дать персонажу игрока дополнительные очки опыта. Если игрок использует свою голову чтобы придумать действительно хорошую идею, DM может дать персонажу очки опыта за его вклад.

Наконец, персонаж может заработать очки опыта за успешное завершение приключения или за достижение установленной мастером цели. Хотя у игрока может быть довольно хорошая идея того, что должен выполнить его персонаж, он не узнает будет ли он вознаграждён очками опыта за неё, пока его персонаж по-настоящему их не получит. Тем не менее, нет такого правила, что DM должен быть последователен в этих наградах, или даже что он вообще должен что-то давать вашему персонажу.

Тренировка
Training

Даже когда персонаж заработал достаточно опыта для достижения следующего уровня, DM может не разрешить немедленное продвижение. Он может потребовать, чтобы персонаж получил тренировку для дальнейшего развития. При тренировке, персонаж изучает свои навыки под руководством наставника, затачивая чистое заработанное им знание в измеримое совершенствование. В среднем это занимает несколько недель (зависит от способности наставника), и обычно это делается вне времени приключений персонажа.

DM может также постановить, что обстоятельства не подходят для продвижения персонажа на уровень, так как сеанс игры окончился, когда персонаж находится глубоко в заброшенном шахтном комплексе. Партия только что закончила бой с бандой гноллов (gnolls) и попадёт во множество других столкновений, прежде чем достигнет поверхности. DM решает, что персонажи не получат опыта пока не покинут шахты, потому что он не хочет, чтобы они росли в уровнях посередине приключения. Он абсолютно правомерен в своих действиях. И если персонажи проживут приключение, несомненно, они получат выгоду от этого, либо в очках опыта, либо в добытых знаниях.

Где специальная информация?
Where's the Specific Info?

Предыдущий текст затрагивал основные направления, как и зачем персонажи получают очки опыта. Так как DM фактически определяет количество XP получаемых персонажем, детальные правила по наградам опытом даны в Dungeon Master Guide.